
Познакомьтесь с главными достопримечательностями Санкт-Петербурга!
Главное Адмиралтейство - это комплекс адмиралтейских построек на 2-м Адмиралтейском острове на берегу реки Невы, важный памятник архитектуры русского ампира. Блестящий кораблик на шпиле здания уже давно стал символом города вместе с Медным всадником и разводящимся Дворцовым мостом на фоне Петропавловского собора.
В знаменитой петербургской повести "Медный Всадник" А.С. Пушкин прославил светлую "адмиралтейскую иглу" на весь мир. Шпиль адмиралтейства также изображен на медали "За оборону Ленинграда".
Дворцовая площадь считается одной из красивейших площадей мира и символизирует образцовое воплощение имперского духа Санкт-Петербурга. Однако до середины 18 века здесь был лишь огражденный решеткой луг, на котором пасли скот. Такая простота и атмосфера провинции не нравились Елизавете Петровне, и в начале 1752 года она приказала Растрелли перепланировать дворец и площадь перед ним.
Однако воплотить свои проекты архитектору так и не удалось, а современный вид площадь приняла благодаря Карлу Росси в середине 19 века, спроектировавшего здание Главного штаба и Александровской колонне в центре площади, созданной бывшим наполеоновским солдатом, архитектором Огюстом Моффераном. Колонна объединяет различные по стилю здания вокруг площади в единое целое и символизирует победу Александра I над Наполеоном.
Исаакиевский собор бывший кафедральный собор Санкт-Петербурга, посвященный Исаакию Далматскому, покровителю Петра I. Еще в 1710 году на этом месте была заложена Исаакиевская церковь, но современный облик собор принял лишь в 1858 году после 40 лет строительства. Архитектором был Огюст Монферран, который воплотил последний по грандиозности проект Санкт-Петербурга в стиле русского классицизма.
Собор не является классическим представителем православных церквей, он считается одним из самых крупных купольных зданий в мире с вместимостью до 14 тысяч человек. Снаружи собор украшен 112 монолитными колоннами, а внутреннее убранство представлено 350 статуями и рельефами, 60 уникальными мозаичными работами, редкими камнями и ценными минералами
Крейсер Аврора считается одним из старейших паровых военных кораблей, сохранившихся до наших дней. Крейсер был построен в 1900 году и назван в честь фрегата Аврора, участвовавшего в Крымской войне. В Русско-японской войне при Цусимском сражении крейсер уцелел и был возвращен в Санкт-Петербург, однако в том сражении русский флот потерял капитана и значительную часть команды.
В 1917 году Аврора стала символом революции, благодаря холостому залпу 25 октября в 21:40 матросы дали сигнал о штурме Зимнего дворца. Позже крейсер стал учебным судном и участвовал в обороне Ленинграда. Сейчас он поставлен на вечную стоянку и оборудован как музей. В каютах сохранен интерьер жилья матросов дореволюционной эпохи, присутствует множество документов и фотографий из истории корабля, а на верхней палубе располагается орудие, из которого был осуществлен тот судьбоносный залп. Музей открыт ежедневно кроме понедельника и пятницы с 10:30 до 16:00.
Летний сад считается самым старым садом в Санкт-Петербурге, так как был создан еще в 1704 году как летний сад для однолетних цветущих растений. Однако Петр I хотел сделать его регулярным и затмить своей красотой Версальские сады. Идеи государя воплотил шведский садовник Шредер. Позже среди аллей, садовых лабиринтов и дорожек установили 60 фонтанов со статуями животных их Эзоповых басен. Однако в 1777 году после наводнения все фонтаны были разрушены.
Скульптуры в саду были специально отобраны и заказаны лично Петром I из Италии, до наших дней дошла лишь часть коллекции (около 90 скульптур). Самая известная статуя коллекции Петра I – Венера, выкупленная у самого Папы Римского, во времена Екатерины II она была перенесена в Таврический дворец, а сейчас хранится в Эрмитаже. С 19 века, парк стал пейзажным, следуя моде на естественность, деревья больше не подстригали. Единственная постройка 18 века сохранившаяся в саду – это Летний дворец Петра.
На протяжении долгого времени Марсово поле было самой обширной и пустынной площадью города. В 1801 в южной части площади установили памятник А. В. Суворову (который в 1818 году был перемещён на Суворовскую площадь). Выдающийся полководец представлен в образе бога войны Марса, и с тех пор поле стало называться Марсовым.
Более 200 лет оно было главным плацем Санкт-Петербурга, местом проведения военных парадов и учений, а также музыкальных представлений и гуляний на Масленицу и Пасху. После революции 1917 года было принято решение разместить на Марсовом поле братскую могилу революционеров. В 40-ую годовщину революции на Марсовом поле зажегся вечный огонь.
Невский проспект - это главная улица Северной Столицы. Проспект раскинулся на 4,5 км от Адмиралтейства до Александро - Невской лавры, он пересекает реки Мойку, Фонтанку и канал Грибоедова. "Невским" проспект стал называться в 1781 году благодаря Александро-Невской Лавре, а до этого названия сменяли друг друга очень часто: "прешпектная дорога к Невскому монастырю ", "Большая Невская першпектива" и т.д. После революции 1917 года улицу переименовали в проспект 25-го Октября, однако в блокадном Ленинграде приняли решение возвратить проспекту историческое название.
Гуляя по Невскому проспекту, вы увидите множество уникальных зданий, представляющих историческую ценность, величественных памятников и очаровательной городской скульптуры. Здесь также проводятся все главные городские праздники - в Новый год, день Победы и день Города (27 мая) автомобильное движение перекрывается для торжественных шествий и красочных парадов. Упоминание о Невском проспекте часто встречается в мировой литературе, музыке и кино. Четную сторону проспекта в народе называют "солнечной". Это излюбленное место прогулок гостей и жителей города.
"Медный всадник" считается символом Санкт-Петербурга, посвященным великому преобразователю России императору Петру I. Благодаря Дени Дидро Екатерина II познакомилась с французским скульптором Фальконе, который сотворил данный монумент. Памятник отражает торжество новой России против всех старых устоев и победу над противниками реформ. Петр I находится во главе всех нововведений и изображен наездником и благодетелем, обращенным к Неве и народу.
Здесь видны стремления императора повысить культуру населения и укрепить значение России на морских просторах. Змея под копытами, как символ усмиренного коварства и злобы всех консерваторов. Скала в основании выполнена из гранитного монолита, найденного в лесу у Лахты и привезенного специально в Санкт-Петербург. В 1782 году Екатерина II провела торжественное открытие памятника, а благодаря А. С. Пушкину его окрестили Медным всадником.
Памятник Николаю I находится на Исаакиевской площади между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором. Проект памятника разработан архитектором О. Монферраном и выполнен скульптором П.К. Клодтом.
25 июня 1859 года великолепный монумент императора в парадной форме конногвардейца украсил одну из главных площадей Санкт-Петербурга.
Постамент памятника украшают 4 аллегоричные фигуры, изображающие основные черты царствования Николая I: Сила, Мудрость, Вера и Правосудие, лица которых имеют портретное сходство с женой и дочерьми императора. Туристы по несколько раз обходят памятник, чтобы отгадать загадку экскурсовода - "Какое качество олицетворяет каждая из женщин?".
В городе быстро заметили, что памятники Николаю I и Петру I установлены на одной оси и обращены в одну сторону, их разделяет только Исаакиевский собор. Согласно легенде, вскоре после торжественного открытия на памятнике Николаю появилась ехидная надпись "Не догонишь"!
Петропавловская крепость изначально была возведена Петром I в 1703 году как оборонительное сооружение от нападения шведов, но по назначению так и не использовалась, благодаря крепости Кронштадт, выстроенной позже. Однако именно от этого места начал отстраиваться новый город, ставший в будущем северной столицей России, а страна утвердилась на мировой арене как великая морская держава. Для того времени крепость стала первоклассным образцом инженерного искусства. Позже, крепость использовалась как тюрьма, где побывал даже сын Петра I и как монетный двор.
Сейчас Петропавловская крепость является огромным историко-культурным заповедником с разнообразными музеями. А собор Петра и Павла стал усыпальницей для царского рода Романовых, начиная от Петра I до Николая II. Территории Заячьего острова открыта с 6-21, Петропавловской крепости с 8:30 – 20:00 ежедневно. Основные экспозиции открыты с 10-18 ежедневно кроме среды, «Невская панорама» работает с 10-21 ежедневно.
Разведенный Дворцовый мост на фоне Петропавловской крепости уже стал визитной карточкой Северной Столицы наравне с Медным всадником и Адмиралтейской иглой. Ежегодно тысячи туристов посещают Санкт-Петербург в период знаменитый белых ночей, чтобы стать свидетелями грандиозного действа - разведения мостов.
Образ одиноких половинок моста, напоминающих разлученных влюбленных, послужил вдохновением множеству писателей, художников, поэтов и музыкантов. В Санкт-Петербурге 9 разводных мостов. Разведение самых красивых - Дворцового и Троицкого лучше всего наблюдать с борта картера или теплохода, чтобы ощутить в полной мере великолепие и масштаб происходящего.
Неву часто называют "главной улицей" Санкт-Петербурга. Прогулка на катере - самое популярное развлечение, а великолепные гранитные набережные - любимое место для прогулок у жителей и гостей города. Слово neva имеет финское происхождение, оно активно употребляется в современном финском языке и переводится как "болотистая местность", что оправдывает народную присказку, что город Петра Великого построен на болотах.
Нева соединяет Ладожское озеро с Невской губой Финского залива Балтийского моря. Река судоходная, является частью Волго-Балтийского водного пути и Беломорско - Балтийского канала. Знаменитые художники, поэты и музыканты не раз прославляли эту своевольную красавицу в своих произведениях, даже сегодня ей снова и снова посвящают стихи и песни.
Стрелка Васильевского острова - самая узкая часть Васильевского острова, где Нева разделяется на 2 рукава и несет свои воды в Финский залив. Это хорошо продуваемая ветрами часть Санкт-Петербурга, где можно почувствовать близость моря и увидеть самую красивую панораму города. С 1730 по1885 на стрелке Васильевского острова располагался торговый порт, а Петр I хотел из острова сделать административный центр города. Ростральные колонны по бокам стрелки служили маяками для кораблей, сейчас в городские праздники их тоже зажигают, правда, от газовых труб, а не конопляным маслом как при Петре I.
В центре между Ростральными колоннами располагается здание Биржи, построенное в 1810 году для осуществления сделок между русскими и иностранными купцами, напоминающее античный храм. Помимо этого на стрелке Висильевского острова раньше находились портовые склады и таможня, которые потом переехали. Здание таможни, называемое Пушкинским Домом, сейчас занимает литературный музей. В северном пакгаузе расположена Российская академия наук, а в южном – Зоологический музей.
Величественный Казанский собор был построен на месте старой скромной церкви Рождества Богородицы в начале 19 века. Казанский собор должен был стать кафедральным и хранить святыню – чудотворную икону Казанской Божьей Матери. По замыслу императора Павла I храм должен был напоминать собор Святого Петра в Риме с колоннадой и огромным куполом.
Наружные колоннады скрывают асимметрию храма и удачно вписываются в ансамбль Невского проспекта. Во внутренней отделке собора используются мрамор, яшма, финский гранит. В день коронации Александра I собор освятили. Собор является действующим, и богослужения проходят ежедневно.
В 1710 году Петр I выбирает место для будущей Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, которое по преданию было выбрано из-за битв новгородцев 13 и 14 веков близ этих мест. Уже в 1713 году была возведена и освещена первая церковь монастыря. В 1921 году при Александро-Невском монастыре была открыта славянская школа, а в 1723 году Петр I перенес в монастырь мощи Александра Невского.
В начале 19 века после многочисленных преобразований славяно-греко-латинская семинария, основанная еще в первой половине 18 века, стала Санкт-Петербургской Духовной Академией и давала отличное высшее образование. В Александро-Невской Лавре похоронен Суворов.
Спас на крови (Собор Воскресения Христова) построен на месте трагической гибели самого либерально императора России Александра II в качестве мемориального храма по указу Александра III. Собор отличается ярким праздничным видом, благодаря ювелирной эмали 4 цветов, уникальной для русского зодчества в таких объемах, фигурным наличникам, черепице и изразцам. Главным достоянием собора является мозаичное убранство площадью 7 тысяч кв. м. практически полностью покрывающее стены, пилоны и потолки, гармонируя с мраморным полом.
Во время войны собор использовался как склад и сильно пострадал от ударов бомб. Реставрировать его начали только в 1970 годах, окончательно Спас на Крови, как музей, открылся в 1997 году. Это единственный памятник Александру II, сохранившийся на территории России. Работает ежедневно кроме среды с 11-19, летом с мая по середину сентября собор открывается с 10. С мая по сентябрь в соборе проводят вечерние экскурсии с 18:15 до 23:00.
Спасо-Преображенский собор по указу Елизаветы Петровны в 1743 году собор был заложен недалеко от Преображенского полка, куда любила ходить будущая императрица. Солдаты помогли совершить дворцовый переворот, и в память об этом был возведен собор Преображения Господня, который впоследствии был храмом всей гвардии при Павле I, главным военным собором Санкт-Петербурга и не переставал действовать даже во времена советской власти.
В 1825 году после пожара, разрушившего собор, Александр II приказал сразу же выстроить новый собор, и уже через 4 года состоялось освещение нового собора, дошедшего до наших дней. Вокруг собора разбит сквер, огражденный оградой из пушек, захваченных в турецкую войну, 102 трофейных пушки вокруг собора символизируют память героям русско-турецкой войны 1828 года. В самом соборе хранится много военных трофеев, оружия и обмундирования императоров Александра I, Николая I и Александра II. В соборном хоре поют солисты Академической капеллы.